среда, 6 февраля 2013 г.

речь присказки сценарий на сватовство

Со временем сваха приобрела несколько другой статус. Так называли женщину, имевшую на примете незамужних девушек, которых она и рекомендовала обратившимся к ней мужчинам или родителям юноши. Ее услуги были очень популярны. Мужчины обращались к свахам в силу различных причин: кто-то из-за робости не мог самостоятельно сосватать девушку, кто-то хотел быть уверенным в правильности проведения ритуала сватовства, кому-то просто не хватало времени на выбор невесты.Для того чтобы сватовство прошло успешно, было принято выполнять ряд обрядовых действий и предосторожностей, связанных главным образом с древней верой в приметы. Суеверное отношение народа к некоторым дням недели и числам нашло отражение и в свадебных традициях. Например, считалось, что в среду и пятницу не следует затевать какие-либо свадебные дела, в том числе сватовство, так как эти дни неблагоприятны для брака. Следили и за тем, чтобы сватовство, как и денъ свадьбы, не приходилось на 13-е число. В то же время такие нечетные числа, как 3, 5, 7, 9 в сватовстве и в свадьбе играли определенную обрядовую роль, считаясь счастливыми. Сватать, как правило, отправлялись после захода солнца (повидимому, во избежание сглаза). После ухода сватов кто-либо из домашних (обычно женщины) связывал все кочерги и ухваты вместе - для удачи в деле. ] В народе верили и в некоторые другие приметы. Например, тот, кто шел в дом со сватовством, старался по дороге ни с кем не встречаться и не разговаривать. Подойдя к дому, он сначала незаметно прикасался рукой или плечом к дверному косяку и лишь потом стучал в дверь. Получив приглашение войти в дом, входил, крестился на образа и только после этого приступал к разговору. Примечательно и то, что пришедшие со сватовством во время разговора старались незаметно для окружающих дотронуться до ножки стола, за которым обычно велась беседа. Невеста во время смотрин была главным действующим лицом, сохраняя, однако, по традиционному обычаю молчание и переодеваясь в лучшие свои платья до трех раз. Соблюдался и обряд испытания невесты. Иногда мать жениха спрашивала: "А ловка ли девка?" Тогда невеста брала веник и делала вид, что метет пол. В быту кустарей (вышивальщиц, кружевниц, вязальщиц, портних и т. п.) испытание невесты имело иной характер. Так, если невеста была кружевницей, то, чтобы показать ловкость, перекидывала из руки в руку коклюшки, а затем выносила кружева, сплетенные для венчального полотенца. На смотринах сохранялся и другой традиционный обычай, по которому жених и его родители обязательно выходили в сени или на крыльцо, где обменивались мнениями о невесте, даже если они хорошо знали ее. После этого мать невесты подносила жениху стакан "медового питья". Если он выпивал весь мед, значит, невеста ему понравилась, в противном случае он лишь пригубливал питье и возвращал стакан. При помолвке (заручении) снова повторяется рассказ об охотниках и кунице, а также завязывание полотенец, после чего сваты вручают в качестве выкупа бутылку водки или небольшие подарки. Затем жениха и невесту благословляют хлебом и сажают их на посад, т.е. на почетное место в переднем углу, где расстелена меховая шуба. С этого момента начинается участие в обряде свадебного хора, исполняющего свадебные песни. После заручин жених уже открыто посещает невесту.В дворянских семьях смотрины происходили без каких-либо обрядовых действий. По этому поводу в доме невесты, как правило, устраивался званый обед. На нем присутствовали родители жениха и невесты, а также крестный отец жениха или его дядя. Если между семьями существовали давние дружеские связи, то приглашались и остальные домочадцы, включая сестер и братьев жениха. У всех социально - сословных групп, в том числе и у дворянства, смотрины по традиции завершались обрядовым молением и круговым обходом стола. В последнем действе принимали участие только родители невесты и родители жениха или сваха с его стороны. Этот обряд совершался без каких-либо посторонних наблюдателей и символизировал общее согласие продолжать начатое дело, после чего договаривались о дне сговора, который устраивали обычно через две-три недели после смотрин. Сговор или помолвка являлся самым важным предсвадебным обрядом. Процедура сговора зависела от положения семьи. В дворянс

В старину эти старинные обычаи всегда предшествовали свадьбе. Основной задачей смотрин и сватовства было заключение имущественных договоренностей, определение экономической основы нового брака. Сваты в иносказательной форме давали знать о желании юноши взять в жены девушку из дома, который они как бы "случайно" посетили. Сватом обычно становился отец или пожилой родственник юноши, крестный, уважаемый друг семьи. В каждой местности существовала система условных знаков, заменявших прямое согласие на брак или, тем более, отказ. Так, в некоторых областях Германии, желанного свата потчевали пирогом, нежеланного приглашали чистить картошку. В Испании символом отказа могла служить вынесенная сватам тыква (такой же обычай встречался в Белоруссии, на Украине). Каталонцы, желая отказать жениху, начинали подметать пол в доме, стараясь, чтобы пыль летела на сватающихся гостей. Большинство обычаев сходны тем, что сгласие на брак обязательно символизировалась совместным "вкушением" какой либо пищи, чаще праздничной, - например, специального пирога. Иногда заключению соглашения предшествовал ответный визит родителей невесты в дом жениха. Целью таких визитов было выяснение имущественного положения будущей родни. Семья невесты, как правило, наносила такой визит неожиданно. Предсвадебный цикл обрядов у восточных славян начинался со сватовства. В старину ходили сватать обычно близкие родственники жениха. Разговор заводился издалека, в иносказательной форме - об охоте на куницу или о купле продаже телки. Родители невесты обычно с ответом не спешили. Окончательный ответ давался после второго или третьего захода сватов. В случае положительного ответа родители невесты принимали от сватов хлеб, разрезали его. В случае отказа возвращали хлеб сватамам, а сваты в ответ закрывали дверь спиной. Считалось, что это помешает девушке в дальнейшем выйти замуж. В России большая роль в сватовстве также принадлежала свахе. Ею, как правило, была мать жениха, но нередко сватовством занималась опытная женщина, которая пользовалась всеобщим уважением. К ней обращались с просьбой, надеясь, что она сможет провести сватовство удачнее, чем сами родители.Русская сваха

Сватовство невесты, сценарий сватовства, обычаи 

/ / / Сватовство невесты, сценарий сватовства, обычаи

Комментариев нет:

Отправить комментарий